Для
чего нужна артикуляционная гимнастика?
Общеизвестно,
что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи
могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы
малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его
губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое
положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к
другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка,
нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины,
по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по
развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и
правильно, без помощи специалиста.
2.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои
речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже
подготовлены.
3.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым
звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков
является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.
Истории о Язычке можете найти прейдя по ссылке:
Сказка о веселом язычке
Сказка о веселом язычке "В зоопарке"
1.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у
детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5
минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной
позы в одном положении).
4.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и
третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то
упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше
отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые
приемы.
6.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому
ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться
небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
8.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
9.
Взрослый показывает выполнение упражнения.
10.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
11.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством
выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения,
устойчивость, переход от одного движения к другому.
12. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Ниже ссылки на комплексы артикуляционной гимнастики:
Комментариев нет:
Отправить комментарий