Составление описательных рассказов с использованием схемы.
1. Цвет. (Какого цвета одежда?)
2. Детали. (Из каких деталей одежда?)
3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?)
4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?)
5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или
детская?)
6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?).
Д/и «Много-один» образование существительных в ед. числе
Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок,
перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.
Д/и «Скажи наоборот» образование антонимов
длинная юбка -…короткая юбка,
большие носки -…маленькие носки,
зимняя одежда -…летняя одежда,
чистые ботинки -…грязные ботинки,
широкая юбка – … узкая юбка,
длинное пальто – … короткое пальто,
белый пиджак – … черный пиджак. и т. д.
Пришивать – отрезать,
Яркий – бледный,
Снимать – надевать,
Толстый – тонкий,
Вешать – снимать,
Расстёгивать – застёгивать,
Лёгкий – тяжёлый,
Завязывать-развязывать,
Дорогая – дешёвая,
Чистить – пачкать,
Шнуровать – развязывать
Длинный-короткий,
Сухая – сырая,
Твёрдый – мягкий,
Найти – потерять,
Покупать – продавать,
Старый – новый,
Намочить – высушить,
Высокие-низкие,
Много-мало,
Детский-взрослый.
Д/и «Назови ласково». упражнять детей в образовании
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-,
-еньк-, -оньк-.
Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок
- Таниной, причём называет его ласково, например:
- У мамы платье, а у Тани … платьице.
- У мамы блузка, а у Тани …
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы перчатки, а у Тани…
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы кофта, а у Тани …
- У мамы куртка, а у Тани … курточка.
- У мамы шарф, а у Тани…
Д/и «Что из чего?». упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог сообщает:
- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте
расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
- Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.
- Шуба из меха (какая?) – меховая.
Д/и «Жадина» («Мой, моя, моё») согласование сущ. ед. и мн. числа с
притяжательными местоимениями мой, моя, мое.
Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы одежды и обуви.
Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету
подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто
Д/и «Подберите слова» формирование умения подбирать прилагательные к существительному
(синонимы)
Шуба какая?-…теплая,
пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…;
Туфли какие? - … черные,
удобные, новые, красивые, кожаные…
Платье какое? … красивое,
длинное, вечернее, нарядное, шелковое
Блуза – какая?- …шёлковая,
разноцветная, лёгкая …
Куртка – какая?-…осенняя,
удобная, лёгкая …
Свитер – какой?-...тёплый,
вязаный, шерстяной …
Кеды – какие?-…спортивные,
модные, мягкие …
Комментариев нет:
Отправить комментарий