Письмо – сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?
Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизическими особенностями 5-6-летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений – несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель – во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель – подготовка руки к письму.
Прежде всего, необходимо заняться
укреплением всей мышечной системы ребенка. Вполне очевидно: если слабые мышцы в
руках, то и все остальные мышцы нуждаются в тренировке. Самое верное и
доступное средство – выполнять ежедневно комплекс упражнений.
Начинайте с нескольких упражнений
по 6-8 повторов. Если у ребенка хорошо получается, постепенно увеличивайте
нагрузку.
Как
можно укрепить мышцы рук?
Ежедневно гуляйте с ребенком на
спортивной площадке. Пусть ребенок карабкается по лесенкам, болтается на канате,
перебирает руками на рукоходе, подтягивается на турнике (с вашей помощью) и так
далее. Поощряйте все действия, где нужно работать руками и прилагать силу.
Научите ребенка пользоваться
эспандером. Если такового не имеется, пусть малыш сжимает в руке резиновый
мячик или игрушку.
Упражнения для улучшения
координации рук. Как можно чаще играйте с мячами. Учите ребенка бросать,
ловить, отбивать мяч от пола. Бросайте мяч в мишень, попадайте в корзину и т.д.
Кроме укрепления мышц, для
успешного освоения ребенком письменности нужно развивать мелкую моторику рук.
Развитие
мелкой моторики.
Постарайтесь ежедневно уделять 15
минут для занятия с дошкольником такой деятельностью:
Рисование. Рисуем красками, мелками, карандашами, пальцами, на
разносе с манной крупой и т.д.
Аппликация. Обводим шаблоны, вырезаем детали, приклеиваем их к
основе. В качестве материала используем цветную бумагу, ненужные журналы,
ткань, сухие листья и тому подобное.
Лепка. Лепим из соленого теста, глины, пластилина, учимся
разминать, отщипывать, вытягивать, раскатывать и так далее.
Складываем фигурки из бумаги или оригами. Начните с простых,
знакомых вам с детства самолетиков и корабликов, если ребенку понравится,
переходите к более сложным.
Как ребенок может развивать
моторику самостоятельно: складывать пазлы, крупные и мелкие;
-
играть с конструктором из любого материала;
-
делать фигурки из проволоки;
-
выкладывать картинки из мозаики;
-
работать со шнуровками;
-
сортировать пуговицы (или фасоль и горох) по
разным мисочкам;
-
нанизывать на нитку пуговицы, крупные бусины,
макароны;
-
застегивать/расстегивать пуговицы.
-
Замечательно развивают мелкую моторику
пальчиковые игры.
-
Развитие точности при письме.
-
Предлагайте ребенку: обводить трафареты или
шаблоны;
-
чертить линии или фигуры под линейку;
-
раскрашивать, штриховать, обводить рисунки по
пунктиру;
-
соединять точки, пронумерованные по порядку;
-
учиться проводить ровные линии через весь лист.
Ориентация
на листе
Осваиваем клетки. Обводим клетки,
учимся отступать одну, две или три клетки. Рисуем по клеткам простые узоры и
фигуры.
Осваиваем линии. Закрашиваем в
тетради «в косую» только рабочую линию. Рисуем в этой линии «волну», овалы,
палочки. Учимся не выходить за линию.
«Знакомимся» с полями. Расскажите
малышу, что за линию полей буквы или цифры не должны забегать, - там живет
мышка, которая их может съесть.
Если ежедневно будете уделять
15-30 минут подготовке к письму руки ребенка (чередуя перечисленные в статье
задания и виды деятельности), ваш будущий первоклассник с гордостью покажет вам
свои первые прописи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий