рассмотреть
вместе с ребенком посуду, показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в
буфете, в столе, в серванте); объяснить ребенку ее назначение, например: «Это
глубокая тарелка. В нее наливают суп, борщ».
Рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает кухонная, столовая, чайная; уметь называть части посуды. Например, вот чайник. У него есть ручка, чтобы держать чайник, крышка, чтобы закрывать чайник, носик с отверстием, чтобы удобно было наливать чай, стенки и донышко.
Примерный словарь.
Существительные: поднос, половник,
солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, кружка, стакан,
кастрюля, чайник, сервиз, железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон,
чугун, сталь.
Глаголы: накрывать (на
стол), подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить,
разбить, склеить, купить, продать.
Прилагательные: чайная, столовая
(посуда), глубокие, мелкие (тарелки), большие, маленькие (ложки), острый,
длинный – короткий (нож), круглый, прямоугольный, квадратный (поднос), гладкий,
гранёный (стакан), стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный.
Наречия: горячо – тепло,
холодно – жарко, грязно – чисто, вдребезги.
Дидактические
игры:
«Один – много» (закрепление в речи детей множественного
числа имен существительных)
тарелка
– тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы,
половник - половники и т.д.
«Назови ласково» (образование существительных при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов).
сковорода
– сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка,
поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.
«Сосчитай посуду» (согласование существительного с
числительным)
Один
нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т.д.
Можно
взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т.д.
«Какая бывает
посуда?»
(образование относительных
прилагательных)
Посуда
из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из
глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т.д.
«Как называется?»
Посуда
для сахара – сахарница, для соли - …, хлеба, супа, молока, масла, конфет и т.д.
«Найди общее»
Чашка
и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета, из них можно пить, у
них есть ручка.
«Найди разницу»
Чашка
и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а
кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не
обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу
пить нельзя, можно обжечься.
Отгадать загадки о
посуде.
-
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
-
Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
-
Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)
-
Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую. Обжигают с древних пор, называюсь
я … (Фарфор)
Пословицы и
поговорки (обсудить).
-
Посуда бьётся - к счастью.
-
Без труда не отмоешь добела.
-
Не пытайся налить с верхом.
Подбери признаки
(не менее трех признаков):
Чашка
(какая?) – … чайник (какой?) — …
Образуй признаки
(от предмета):
пластмасса - пластмассовый стул … стекло - … глина - … дерево - …праздник - праздничный
… чай - … кофе - … кухня - …
Назови ласково:чашка – чашечка
ложка - … чайник - … тарелка - … кастрюля - …и т.д
Есть – нет
(родительный падеж):
чайник – нет чайника, ложка - … сковорода - … стакан - … блюдце -…сервиз - …
донышко -… кухня -… посуда - …
Что где лежит? сахар – в
сахарнице масло - … хлеб - … сухари - … соль - … перец -
Назови посуду: чайную - ….
столовую - … кухонную - …
Комментариев нет:
Отправить комментарий